Навигация

Информация о работе ТОС

Территориальное общественное самоуправление Территориальное общественное самоуправление (ТОС) как форма непосредственной демократии в последнее время претерпело существенные изменения. На городских и сельских территориях появились совершенно новые, современные модели общественного самоуправления, которые при встраивании в работу местной администрации могут давать неплохие результаты. На сегодня территориальное общественное самоуправление обладает мощным социальным потенциалом и способно стать одним из важнейших инструментов стратегического развития российских муниципалитетов.

Федеральный закон от 06.03.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) содержит регламентацию процедур народного волеизъявления, обеспечивающих деятельность граждан в системе местного самоуправления. При этом народное волеизъявление может выражаться в двух формах: как непосредственное осуществление местного самоуправления и как участие граждан в осуществлении местного самоуправления.

В первом случае, когда речь идет о выборах и референдумах, проявляется публично- властный характер местного самоуправления, а во втором – общественный. ТОС предусматривает управление территорией непосредственно жителями и позволяет им самостоятельно определять и решать те проблемы, которые зачастую органам власти сложно заметить в силу приоритета других задач и отсутствия необходимых финансовых средств.

Прямое участие жителей в территориальном общественном самоуправлении обучает их разделять с муниципальной властью ответственность за развитие своего города и поселка.

Совместное участие в решении вопросов местного значения позволяет аккумулировать человеческие и финансовые ресурсы муниципалитета.

Создавая комфортную среду жизнедеятельности на основе потребностей самих жителей, ТОС мотивирует жителей активного трудового возраста на проживание именно в этом муниципальном образовании. Опора муниципальных властей на мнения и ожидания жителей при принятии решений снижает социальную напряженность в муниципалитете.

Таким образом, эффективная деятельность территориального общественного самоуправления позволяет повысить инвестиционную привлекательность муниципального образования в целом.

При организации ТОС необходимо учитывать, что органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами.

Сфера деятельности ТОС может включать в себя:

- Обустройство и благоустройство места проживания. Создание детских и спортивных площадок, организацию мест отдыха, озеленение территории.

- Создание и содержание инфраструктуры. Ремонт дорог, организацию водоснабжения, создание физкультурно-оздоровительных комплексов.

- Сохранение культурно-исторического наследия своей территории. Создание и реконструкцию памятников и мемориальных комплексов, организацию и проведение культурных мероприятий, соревнований, организацию музейной деятельности.

- Внесение предложений в развитие своей территории в органах местного самоуправления. Разработку проектов развития территории с последующим их включением в различные программы финансирования.

Если в муниципальном образовании достигнуто понимание о необходимости формирования ТОС и принято решение проводить политику активного содействия по формированию и развитию ТОС, то деятельность по ее реализации необходимо выстроить следующим образом:

1. Создание базовых условий для формирования ТОС: правовых, информационно-методических, организационных;

2. Широкое информирование населения о ТОС и возможностях участия в нем, работа с потенциальными лидерами и активом ТОС;

3. Формирование механизма поддержки деятельности ТОС на местном уровне;

4. Построение сбалансированного взаимодействия органов местного самоуправления с ТОС.

Важно помнить, что взаимодействие с ТОС – это обязанность органов местного самоуправления и органов государственной власти.

В соответствии с п.2. ст.33 Федерального закона №131-ФЗ государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участию населения в осуществлении местного самоуправления.

Первоочередная цель деятельности ТОС – формирование прочных соседских сообществ, куда входят жители двора или нескольких дворов, в сознании которых общность с некоторой территорией имеет определенную значимость.

ТОС – это решение социальных и бытовых проблем жителей, повышение жизненного уровня на территории ТОС, защита прав и законных интересов жителей, благоустройство территории ТОС. Рекомендации по организации ТОС:

1. Начинать работу следует с формирования необходимых правовых условий для создания ТОС и регламентации деятельности должностных лиц местного самоуправления по работе с ТОС. Нормативная правовая база для осуществления ТОС в поселении может быть разной по составу актов.

Так, порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета могут определяться отдельным нормативным правовым актом или предусматриваться непосредственно в Уставе муниципального образования.

Порядок регистрации уставов ТОС может быть регламентирован прямо в «Положении о территориальном общественном самоуправлении» или принят отдельным правовым актом.

2. Помимо правовой базы, необходимо организовать пространство (возможно и виртуальное) для возможности получения информационной и методической поддержки активистов и органов ТОС. Формы поддержки могут быть различными: выездные семинары-совещания, информационные стенды, статьи в печатных изданиях, методические сборники в местных библиотеках, раздел на сайте муниципального образования, ресурсные центры и т.д. В зависимости от количества жителей муниципалитета, а также организационных и финансовых ресурсов органов местного самоуправления для информирования жителей о ТОС могут быть подготовлены передачи и публикации в СМИ, организованы специальные мероприятия, проведены индивидуальные консультации и т.п.

Широкое информирование является хотя и необходимым, но далеко не достаточным условием для появления инициатив граждан. Необходимо, чтобы появились активисты (лидеры) ТОС, которые смогли бы повести за собой людей. Практика территорий, где сформировалось и успешно функционирует движение ТОС, говорит о необходимости первоначально найти и подготовить лидерский актив. Это особенно важно на первом этапе, когда практика работы ТОС еще не сложилась. Но первые ТОС, своим примером демонстрирующие возможности этой формы общественной активности, фактически создают систему подготовки новых активистов.

3. Формирование муниципальной системы поддержки деятельности ТОС позволяет объединить усилия органов местного самоуправления и инициативных жителей по совместному решению вопросов местного значения и решению иных задач социально-экономического развития муниципального образования.

Система муниципальной поддержки деятельности ТОС создает основу для его работы и обеспечивает формирование партнерских отношений между органами ТОС и органами местного самоуправления. Формы и методы поддержки вырабатываются исходя из финансовых и организационных возможностей регионов и муниципалитетов, уровня активности населения, существующих культурных традиций, уровня доходов населения и т.д.

Территория, на которой может осуществляться ТОС: подъезд многоквартирного дома многоквартирный жилой дом группы жилых домов жилой микрорайон сельский населенный пункт, не являющийся поселением иные территории проживания граждан.

Процесс создания муниципального механизма поддержки деятельности ТОС включает в себя несколько этапов:

1. Определение видов и форм поддержки, которые будут осуществляться в муниципальном образовании;

2. Закрепление данных видов и форм поддержки в муниципальных нормативных правовых актах;

3. Разработка и принятие муниципальных нормативных правовых актов по порядку оказания поддержки в разных формах (напри- мер, Положение о муниципальном гранте; Положение о субсидиях; Положение о порядке оказания имущественной поддержки в муниципальном образовании); Закрепление полномочий, обязанностей и ответственности уполномоченных структурных подразделений /должностных лиц/специалистов по осуществлению деятельности по оказанию поддержки, в том числе формированию и ведению реестров получателей поддержки.

После создания правовой и организационной базы для осуществления муниципальной поддержки необходимо обеспечить ее устойчивое функционирование:

- запланировать деятельность и необходимый объем расходов для ее осуществления;

- проконтролировать целевое использование средств, передаваемых ТОС, то есть оценить влияние поддержки на расширение, развитие и активизацию ТОС.

- на основе проведенной оценки скорректировать или сохранить в неизменном виде систему муниципальной поддержки для развития территориального общественного самоуправления.

Регистрация

Первую регистрацию ТОС проходит в органе местного самоуправления муниципального образования (для города – в соответствующей администрации), вторая регистрация — в налоговой инспекции. Налоги и сборы на территории ТОС имеет право устанавливать только население.

Органы ТОС могут зарегистрироваться как социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО), как различные профессиональные объединения территориальных общественных самоуправлений (комитеты, ассоциации и пр.)

Какую поддержку ТОС возможно создать? Организационную, информационную, финансовую и имущественную. Рассмотрим их содержание.

Организационная поддержка:

- Содействие в проведении собраний, регистрации ТОС, проведении мероприятий, проведение обучения актива ТОС. Жители, выразившие инициативу по созданию или участию в территориальном общественном самоуправлении, редко владеют необходимой информацией и знаниями по организации этого процесса.

- Создание/поддержка инфраструктурных организаций для ТОС. Достаточно эффективной формой содействия развитию ТОС является практика создания (или поддержка уже существующих) организаций, выполняющих роль инфраструктурных организации для ТОС. Инфраструктурная организация берет на себя основные функции по работе с ТОС: обучение, консультирование, проведение мероприятий, конкурсов, посредничество в оказании финансовой и имущественной поддержки.

Имущественная поддержка:

- Предоставление/содержание помещений для работы ТОС. В ряде муниципалитетов для организации работы органов ТОС им предоставляются в безвозмездное пользование муниципальные помещения, в которых проводится прием граждан, ведется прием граждан, ведется документооборот и т.п.

- Выделение иного муниципального имущества для работы ТОС.

Финансовая поддержка:

- Субсидирование деятельности и предоставление преференций. В практике ряда территорий есть опыт субсидирования деятельности ТОС, когда за счет средств бюджета компенсируется часть расходов ТОС, например, на оплату коммунальных расходов, расходные материалы, проведение мероприятий. Также ТОС освобождается от выплат в местный бюджет.

- Муниципальные гранты. Достаточно широко распространена практика проведения конкурсов проектов для ТОС с выдачей победителям муниципальных грантов на реализацию проектов. Данная форма позволяет оформить инициативы, а получение гранта дает ресурсы для их осуществления. Такая форма поддержки наиболее реалистична на уровне регионов или крупных муниципальных образований – муниципальных районов и городских округов, так как у поселений (особенно небольших сельских) нет финансовой, да и организационной возможности проводить конкурсы и софинансировать проекты. Муниципальный грант является также формой реализации полномочия по поддержке социально-ориентированных организаций.

- Финансирование программ ТОС. Эта форма отличается тем, что каждый ТОС формирует свою небольшую программу работ, исходя из основных потребностей территорий. В отличие от грантов (на грант подается один проект), в программу могут входить несколько разнонаправленных мероприятий и видов деятельности: решение вопросов благоустройства, формирование детских дворовых команд, ремонт/строительство спортивных сооружений и многое другое. Важным является то, что происходит развитие конкретной территории. При этом часть мероприятий в программах ТОС осуществляется их собственными силами, а в наиболее сложных – с привлечением муниципалитетом специалистов.

Процедура создания ТОС:

1. подготовительный (создание инициативной группы, определение вопросов деятельности ТОС, его границ и т.п.);

2. учредительный (проведение учредительного мероприятия – собрания/конференции);

3. регистрационный (регистрация Устава, в случае необходимости государственная регистрация ТОС в качестве юр.лица).

Отдельное внимание хотелось бы обратить на особенности организации и проведения учредительного мероприятия ТОС. Это связано, прежде всего, с тем, что от того, насколько понятно, открыто и эффективно будет пройден этап подготовки и проведения учредительного собрания или конференции, во многом будет зависеть эффективность деятельности ТОС в муниципалитете и уровень доверия жителей к данной форме участия в местном самоуправлении.

В первую очередь необходимо верно определить форму проведения учредительного мероприятия. Собрание граждан проводится при численности жителей на территории ТОС не более 300 человек. Если жителей больше, необходимо проводить учредительную конференцию. Подготовкой и организацией учредительного мероприятия должна заниматься инициативная группа. Задачей органов местного самоуправления является оказание содействия в процессе подготовки мероприятия, а также консультирование инициативной группы по организационным и процедурным вопросам. На данном этапе важно создать для жителей возможности для ознакомления с проектом устава ТОС, направления своих предложений и замечаний по организационным и содержательным вопросам осуществления территориального общественного самоуправления.

При подготовке мероприятия необходимо подготовить информационные материалы для жителей о том, что такое ТОС, «зачем ТОС нужен в нашем МО», какова сфера его деятельности и т.д. Важно, чтобы эта информация была изложена понятным для жителей языком.

При определении даты и времени проведения учредительного мероприятия необходимо учитывать следующие факторы: возможность участия в мероприятии представителей органов местного самоуправления и удобство даты, времени, места проведения для жителей предполагаемой территории ТОС.

Участие представителей органов местного самоуправления в учредительном мероприятии носит рекомендательный характер. Но если органы местного самоуправления заинтересованы в создании ТОС - «помощника», то их участие в данных мероприятиях обязательно. Кроме того, рекомендуется пригласить общественные организации, представителей предприятий, юридических лиц, располагающихся на территории ТОС.

В завершении мероприятия необходимо проинформировать жителей о дальнейших действиях по созданию и деятельности ТОС.

В уставе ТОС устанавливаются:

Территория, на которой оно осуществляется;

Цели, задачи, формы и основные направления деятельности ТОС;

Порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС;

Порядок принятия решений;

Порядок приобретения имуществ, а также порядок пользования и распоряжения имуществом и финансовыми средствами;

Порядок прекращения осуществления ТОС.

Имущество ТОС

1. ТОС может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, указанной в его уставе.

2. Имущество может находиться во владении и (или) пользовании ТОС на основании соответствующего договора.

3. Владение, пользование и распоряжение имуществом ТОС осуществляет Совет в соответствии с решениями собрания участников ТОС, в том числе с утвержденной собранием сметой доходов и расходов ТОС.

Финансовые средства ТОС

1. Финансовые средства ТОС подразделяются на:

а) собственные средства;

б) заемные средства;

в) средства, переданные ТОС органами местного самоуправления, для осуществления органами территориального общественного самоуправления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения на территории ТОС.

2. Собственные финансовые средства ТОС формируются за счет:

а) добровольных взносов и пожертвований;

б) доходов от собственной деятельности, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), в целях удовлетворения потребностей граждан соответствующей территории;

в) средств бюджета, передаваемые местной администрацией в соответствии с договорами для осуществления инициатив по вопросам местного значения;

г) иных поступлений, не противоречащих действующему законодательству.

3. Собрание участников ТОС принимает решение о сборе добровольных взносов и пожертвований среди участников ТОС. Собрание участников ТОС, а также органы территориального общественного самоуправления не вправе устанавливать обязательные сборы с участников ТОС.

4. ТОС использует имеющиеся в его распоряжении финансовые ресурсы строго в соответствии с уставными целями и направлениями деятельности.

Преимущества ТОС

Плюсы для муниципального образования

Плюсы для жителей

Социально-экономическое развитие территории муниципалитета становится более управляемым за счет укрепления взаимодействия органов МСУ с населением. Гарантируется участие жителей в решении наиболее острых проблем территории. Гарантируется экономия расходов бюджета за счет необязательности для ТОСов выполнять требования ФЗ-44 и иного антимонопольного законодательства. Предоставление органу МСУ полного контроля над эффективностью расходования ТОСами выделяемых бюджетных средств. Появление возможности для создания муниципального кадрового резерва, прежде всего, для представительного органа МСУ.

Каждый житель может заявить о важной для него лично проблеме и принять непосредственное участие в ее решении. Каждый житель может реализовать свой личный потенциал для улучшения качества жизни на своей территории и заслужить тем самым уважение соседей. Каждый житель может воспользоваться механизмами ТОСа для создания своего позитивного политического имиджа, для старта в своей политической или управленческой карьере.

Жители территории получают реальные, определенные и защищенные законодательством возможности непосредственно участвовать в распределении бюджетных средств и контроле над эффективностью бюджетных расходов.