Некачественный товар
Каждый из нас почти ежедневно становится покупателем. Но не всем известны права, какими закон наделяет лицо, совершившее покупку. В частности, право покупателя на расторжение договора купли-продажи в случае приобретения некачественного товара. Каков же механизм возврата денежных средств?
Для начала давайте разберемся, что же такое качественный товар. Согласно Закону «О защите прав потребителей» (далее Закон) качественный товар должен обладать совокупностью определенных свойств, являющихся неотъемлемой частью договора купли-продажи. Это означает, что такой товар должен соответствовать:
- условиям договора купли-продажи,
- определенным требованиям, которые установлены специальным законом, например, «Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов» содержит основные требования к качеству продовольственных товаров,
- образцу или описанию, при продаже товара по образцам и описанию,
- характеристикам, позволяющим использовать данный товар для целей, которые обычно преследуются при использовании товара подобного рода.
Проще говоря, качество – это способность товара выполнять функции, для которых он предназначен. Отсутствие указанной способности позволяет говорить о некачественном товаре, характеристики которого не соответствуют вышеперечисленным требованиям Закона.
Право покупателя на возврат некачественного товара и получение денежных средств установлено статьей 18 Закона и не может быть заменено по усмотрению продавца на такие варианты как уменьшение покупной стоимости товара или замена на аналогичный товар.
Касается это и технически сложных товаров, перечень которых устанавливается Постановлением Правительства РФ. Речь идет о бытовой технике, мобильных телефонах и т.п. В случае обнаружения любого недостатка, такой товар можно вернуть в течение 15 дней с момента покупки. За пределами этого срока возврат осуществляется только в случае обнаружения существенного недостатка, не позволяющего использовать данный товар по назначению.
Следует помнить, что возврат крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг осуществляется за счет продавца.
Отсутствие кассового чека не является основанием для отказа в принятии товара. В таких случаях необходимо заручиться показаниями двух свидетелей о совершении сделки купли-продажи.
Продавец обязан вернуть деньги за возвращенный товар в течение 10 дней с момента предъявления требования о расторжении договора купли-продажи (статья 22 Закона). В противном случае на продавца возлагается обязанность выплатить пени, в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки.
Немаловажным является определение размера денежных средств. Согласно ст. 23 Закона возврату подлежит сумма, равная цене товара на момент добровольной передачи денег покупателю.
Случается, что продавец отказывается вернуть деньги, ссылаясь на то, что причиной выявления у товара недостатка является его неправильное использования покупателем. В таком случае продавец обязан за свой счет провести экспертизу качества товара. Для этого покупатель передает продавцу товар, а взамен получает документ, с указанием наименования и основных характеристик принятого товара.
Если продавец не исполнил ваше требование о возврате денежных средств, то вам необходимо составить претензию, в которой указываются наименование продавца и свои данные (фамилия, имя, отчество, адрес и контактный телефон).
В самом тексте излагается когда, где и какой товар приобретен, какие недостатки выявлены после приобретения. Необходимо указать, что вы желаете расторгнуть договор купли-продажи и получить назад денежные средства в соответствии со ст.18 Закона «О защите прав потребителей», а также то, что в случае отказа вы обратитесь в суд с заявлением о взыскании денежных средств и пени за просрочку их выплаты.
Претензия составляется в двух экземплярах, подписывается, проставляется дата предъявления претензии продавцу. Приложите при наличии копию кассового и товарного чека, копию гарантийного талона.
Передать претензию можно двумя способами. Вручить непосредственно продавцу или ответственному в магазине лицу. При этом они должны расписаться и поставить дату принятия на экземпляре, который остается у вас. Если в магазине брать претензию отказываются, направьте ее по почте заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Получив уведомление, вы будете иметь на руках доказательства того, что претензия дошла до адресата.
Очень часто недобросовестные продавцы при разрешении конфликтных ситуаций в суде отказываются от выплаты пени за просрочку возврата денежных средств. При этом они ссылаются на то обстоятельство, что не смогли связаться с покупателем по указанному им в претензии телефону. Дабы избежать подобных ситуаций рекомендуется через 10 дней после подачи претензии опять обратиться к продавцу. Зафиксировать свое обращение можно путем подачи заявления с просьбой сообщить о результатах рассмотрения раннее поданной претензии.
Если все-таки все предпринятые меры не дали результата, вы можете обратиться в Комитет по защите прав потребителей, изложив письменно возникшую проблему. Отстоять свои права покупателя возможно и путем подачи в суд искового заявления о расторжении договора купли-продажи и возврате денежных средств.
Знание механизма защиты своих прав гарантирует покупателю успешное разрешение возможных проблем при приобретении некачественного товара.
Информация о действующих на территории Сахалинской области организациях потребителей:
1. Сахалинская региональная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей». Адрес: город Южно-Сахалинск, ул. Сахалинская, 6, офис 45, телефон: (4242) 43-14-50. Председатель - Габадуйлина Юлия Генриховна.
2. Потребительское общество «Сахалин». Адрес: город Южно-Сахалинск, ул. Пушкина, 80, офис 204, телефон: 89147593443 (29-34-43). Председатель правления - Курушин Руслан Анатольевич.
3. Сахалинская региональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей «Гарантия». Адрес: город Южно-Сахалинск, ул. Дзержинского, 23, офис 325. Контакты: (4242) 50-60-06, 27-87-17 (89147578717). Президент организации - Латашенко Светлана Васильевна.