29.07.2024 Предоставление документов по государственной регистрации в электронном виде. Использование типовых уставов
В августе 2018 года Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.08.2018 года № 411 «Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью» были утверждены типовые формы устава для обществ с ограниченной ответственностью.
Указанный приказ, вступил в силу 24.06.2019 года, но внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что общество с ограниченной ответственностью действует на основании типового устава, не было возможно до утверждения новых форм заявлений по государственной регистрации.
В связи с вступлением 25.11.2020 года в силу Приказа ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@, которым утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у обществ с ограниченной ответственностью, как вновь создаваемых, так и уже действующих, появилась возможность внесения в ЕГРЮЛ сведений об использовании типовых уставов.
Как мы знаем, учредительным документом общества, является устав, утвержденный его участниками, на основании которого юридическое лицо осуществляет свою деятельность. Так, что же такое типовой устав?
Типовой устав – это уже разработанный и утвержденный уполномоченным органом государственной власти, Минэкономразвития России, учредительный документ, в котором содержатся необходимые для деятельности юридического лица сведения.
Типовой устав не содержит сведений о наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала юридического лица. Такие сведения об обществе содержатся в ЕГРЮЛ. Поэтому при изменении юридическим лицом таких сведений, не придется вносить изменения в устав общества. Кроме того, типовой устав не требуется представлять в регистрирующий орган.
Всего предусмотрено 36 типовых форм уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью. Они отличаются друг от друга сочетанием условий.
Типовой устав стандартизирован и упрощен, содержит всего несколько страниц, но при этом, он полностью соответствует нормам законодательства и содержит необходимые для деятельности юридического лица сведения, что делает его равнозначным уставу, разработанному самим обществом.
Для удобства налогоплательщиков Федеральной налоговой службой разработан и размещен на официальном сайте специальный электронный сервис «Выбор типового устава», позволяющий подобрать наиболее подходящий типовой устав. Сервис удобен и прост в использовании.
Для этого необходимо последовательно ответить всего на несколько предложенных вопросов, определяя:
- возможность выхода участника из общества;
- порядок перехода доли участника общества или ее части к одному или нескольким участникам данной организации;
- порядок перехода доли участника общества или ее части к третьим лицам;
- преимущественное право перехода доли участника общества или ее части к участнику общества при продаже третьим лицам;
- порядок перехода доли участника общества или ее части к наследникам или правопреемникам;
- выбор единоличного исполнительного органа общества;
- подтверждение принятия решений общего собрания участников общества.
В случае если участниками (единственным участником) общества с ограниченной ответственностью принято решение о том, что юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, в регистрирующий орган достаточно представить:
- Заявление по форме № Р13014, утвержденное Приказом ФНС России от 31.08.2022 № ЕД-7-14/617@;
- Протокол общего собрания участников или решение единственного участника о переходе на типовой устав.
При этом, предоставление иных документов, в том числе государственной пошлины за регистрацию и самого выбранного типового устава за регистрацию, не требуется!
А в случае, если общество решит перейти с типового устава обратно на обычный устав, государственную пошлину в размере 800 рублей придется оплатить, а так же предоставить бумажный вариант устава.
Преимущества использования обществами с ограниченной ответственностью типового устава:
- Электронный – его не нужно специально хранить и просто не получится потерять. Отпадает необходимость в бумажном копировании типовых уставов и их заверении.
- Бесплатный – типовые уставы бесплатны для всех. Находятся в открытом доступе.
- Быстрый – типовые уставы не нужно регистрировать. Официально опубликованные типовые уставы не надо представлять в регистрирующий орган. Достаточно в заявлении на регистрацию общества указать, что общество действует на основании типового устава и указать его порядковый номер.
- Экономичный – не нужно платить пошлину участники и контрагенты общества, действующего на основании типового устава, а также другие заинтересованные лица всегда и в любой момент могут узнать на сайте ФНС России номер типового устава (сведения о нем содержатся в ЕГРЮЛ) и ознакомиться с его текстом, опубликованном там же.
Кроме того, в случае перехода обществом с ограниченной ответственностью на типовой устав такому обществу не придется:
- Приводить устав в соответствие с нормами законодательства, если вдруг оно поменяется.
- Регистрировать изменения в уставе.
- Предоставлять его контрагентам, нотариусу или в банк.
Перейти на типовой устав, а так же создать или ликвидировать юридическое лицо, внести какие-либо изменения в сведения о юридическом лице поможет разработанный ФНС России и размещенный на официальном сайте nalog.gov.ru специальный электронный сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса».
Указанный сервис поможет заполнить заявление на любой вид государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а так же сформировать полный комплект документов и направить его в регистрирующий орган с получением результата государственной услуги без уплаты госпошлины и без посещения регистрирующего органа.
Кроме того, сервис поможет избежать ошибок при заполнении заявлений и как следствие минимизирует риск вынесения отказов в государственной регистрации.
При регистрации создания бизнеса программа сама сформирует бланк заявления, проверит корректность информации от пользователя, при необходимости предложит исправить ошибки и недочеты, выбрать необходимый код ОКВЭД, подобрать типовой устав, а так же определить наиболее подходящий налоговый режим и заполнить заявление о переходе на него
Все сведения представлены в понятной интерактивной форме, а процесс регистрации занимает не более 15 минут.
Так же, с помощью сервиса «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» можно подготовить и направить документы на внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, либо реорганизовать, прекратить деятельность и ликвидировать юридическое лицо.
Стоит отметить тот факт, что все процедуры по подаче документов на государственную регистрацию при реорганизации или ликвидации юридического лица оптимизированы и занимают всего несколько кликов.
Достаточно будет ввести ОГРН юридического лица, и сервис подскажет, какие действия доступны на данном этапе. Кроме того, в сервисе реализована возможность подать заявку на публикацию в журнале «Вестник государственной регистрации».
Подать документы на государственную регистрацию в электронном виде, можно так же с помощью программы подготовки документов для государственной регистрации.
Используя данное программное средство можно подготовить заявление по форме и сформировать транспортный контейнер, направив его в регистрирующий орган через сервисы «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» (далее вкладка «Подача готового транспортного контейнера») и «Личный кабинет юридического лица».
Обратим Ваше внимание на то, что данный сервис предоставляет возможность направить документы для государственной регистрации в электронном виде, при наличии у заявителя (заявителей) усиленной квалифицированной электронной подписи.
Кроме того, электронные документы для государственной регистрации, могут быть направлены:
- через личный кабинет на портале «Государственных услуг».
- многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом потребуется нотариальное заверение подписи заявителя (заявителей) на соответствующем заявлении (уведомлении).
- нотариусом или лицом, замещающим временно отсутствующего нотариуса, засвидетельствовавшим подлинность подписи заявителя на соответствующем заявлении (уведомлении).
Основные преимущества предоставления документов на государственную регистрацию в электронном виде:
- Оперативность формирования и отправки в регистрирующий орган комплекта документов для внесения сведений в ЕГРЮЛ.
- Экономия времени и денежных средств на оплату услуг по заверению подписи нотариусом и на пересылку документов почтовым отправлением.
- Быстрота получения документов, подтверждающих факт внесения записи в ЕГРЮЛ. Указанные документы подписываются электронной подписью регистрирующего органа и направляются на указанный заявителем адрес электронной почты.
- Отсутствие обязанности по уплате государственной пошлины.
- Контроль за отсутствием ошибок при заполнении документов осуществляется с помощью программы используемой для их формирования.
- Возможность контролировать поступление и этапы обработки представленных документов.
Хотелось бы еще обратить внимание на абсолютно новый комплексный сервис «Старт Бизнеса Онлайн», который пока проводится в виде эксперимента.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2024 года № 144, предусмотрено проведение эксперимента по реализации комплексной услуги «Старт бизнеса онлайн», включающий в себя электронную регистрацию бизнеса, получение электронной подписи без личного присутствия и дистанционное открытие счета в кредитной организации.
Эксперимент позволит объединить услуги, оказываемые ФНС России, с услугами банков посредством направления документов для открытия счета из ФНС России в банк-участник эксперимента в электронной форме.
Воспользоваться комплексной услугой «Старт бизнеса онлайн» смогут физические лица при регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, а так же физические лица, принявшие решение о создании юридического лица в организационно-правовой форме «Общества с ограниченной ответственностью» с единственным учредителем, одновременно осуществляющим полномочия единоличного исполнительного органа.
Для обеспечения возможности предоставления комплексной услуги, экспериментом предусмотрено применение типовой формы заявления об открытии счета и заключении договора дистанционного банковского обслуживания.
Идентификация заявителей в рамках эксперимента будет осуществляться с использованием:
- Подтвержденной учетной записи на портале «Госуслуг».
- Подтвержденной биометрии, зарегистрированной в Единой биометрической системе.
Результатом комплексного сервиса «Старт бизнеса онлайн», разработанного в рамках эксперимента, является:
- Электронная регистрация бизнеса.
- Получение электронной подписи без личного присутствия.
- Дистанционное открытие счета в кредитной организации.
Услуга предоставляется при обращении к электронному сервису ФНС России «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» или сервису банка-участника эксперимента. Сроки проведения эксперимента с 1 марта 2024 года по 1 марта 2025 года.