Как не стать жертвой телефонного мошенничества
Мошенничество в сфере мобильной связи на сегодня является очень распространенным явлением. Чтобы не стать жертвой «телефонного» мошенничества необходимо знать, как мошенники используют сотовые телефоны при совершении преступлений, а также несколько правил, соблюдение которых поможет не лишиться собственных денег и не стать потерпевшим по уголовному делу.
Первый способ. Случай с родственниками.
Мошенник представляется родственником, как правило сыном или внуков, либо другом и взволнованным голосом сообщает, что с ним приклю-чилась беда (попал в аварию, сбил человека). Дабы ввести абонента в заблуждение, звонящий называет женщину мамой или бабушкой, а мужчину - папой, и сообщает о том, что сбил человека, разбил чужую машину или совершил какое-либо преступление.
После этого звонящий говорит о том, что в отношении него могут возбудить уголовное дело и, что бы этого не произошло, необходимы денежные средства. Затем он передает трубку якобы представителю правоохранительных структур, например, следователю или дознавателю. При этом весь разговор с первым человеком занимает не более 30 секунд, однако он уже вводит абонента в состояние шока. Второй человек представляется сотрудником полиции или следователем, и уже спокойным голосом сообщает информацию, аналогичную той, которою сообщил первый собеседник. Он спокойно говорит, что для того, чтобы родственнику абонента избежать уголовной ответственности, необходимо собрать сумму денег, либо передать ее некоему человеку при встрече, либо отправить через банк переводом.
В указанных случаях мошенники называют денежные суммы от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей. К сожалению, многие люди, находясь в шоковом состоянии от услышанного, в первые же несколько часов после звонка переводят денежные средства через банк по указанным мошенниками реквизитам.
Совет: для того чтобы распознать обман и не лишиться крупной суммы денег, постарайтесь связаться с родственником напрямую либо через друзей и знакомых; попросите звонящего описать внешность Вашего родственника и ответить на вопросы личного характера.
Если не представляется возможным быстро связаться с родственником, необходимо обратиться в органы полиции по месту его проживания и выяснить имело ли место событие, описанное в ходе телефонного разговора.
Второй способ. СМС-просьба.
Абоненты сотовых операторов получают смс-сообщение с просьбой: «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру. Если номер не отвечает, положи на него деньги и перезвони».
Получив подобное сообщение, некоторые абоненты, особенно люди пенсионного возраста, пополняют счет отправителя, зачастую думая о своем друге, знакомом или родственнике, или просто о том, что сумма, к примеру, в 200 рублей для него крайне незначительна, а человеку нужна помощь.
Совет: ни в коем случае не пополняйте счета абонентов, чьи номера телефонов Вам не знакомы, или предварительно наберите номер отправителя сообщения и удостоверьтесь, что это Ваш родственник или знакомый.
Третий способ. Ваша карта заблокирована!
В последнее время мошенники разнообразили схемы обмана абонентов, включив в свой арсенал финансовые учреждения. Так, участились случаи получения абонентами SMS, содержащих текст: «Ваша банковская карта заблокирована», при этом указывается номер телефона для справок. После того, как абонент звонит по номеру, мошенники, представившись сотрудниками (операторами) банка ему сообщают, что на банковском сервере произошел сбой.
В процессе разговора у заявителя выясняется номер его банковской карты, якобы необходимый для получения информации о её состоянии или для решения возникшей проблемы. После того, как абонент назвал номер банковской карты, ему сообщается, что произошла ошибка или сбой программы, и с его картой все в порядке. На этом разговор прекращается, при этом абонент считает, что ничего особенного не произошло, тем более, что у него даже не спросили PIN код.
Однако в последующие несколько часов или дней со счета банковской карты пропадают все денежные средства, либо их большая часть, которые, как правило, уходят на оплату услуг связи абонентов, зарегистрированных в ЦРС.
Совет: не поддаваться первому импульсу и стараться проверять информацию, поступившую от неизвестных лиц. Стоит помнить, что сотрудникам банков запрещено пытаться узнать информацию о реквизитах банковских карт клиентов. Получив подобное сообщение, постарайтесь проверить поступившую от неизвестных информацию, позвонив в call-центр своего банка.
Четвертый способ. Ошибочный перевод средств.
Человек получает SMS, оповещающее о поступлении средств на его счет, переведенных якобы с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу же после этого ему звонит мошенник, который утверждает, что только что перевел деньги на его номер ошибочно и просит вернуть деньги обратно тем же «Мобильным переводом».
Совет: проверьте баланс Вашего счета, убедитесь, что он был пополнен на указанную незнакомым человеком сумму, после этого принимайте решение.
Пятый способ. Открытка - подписка.
Человек получает от мошенников смс-сообщение, оповещающее его о том, что он может посмотреть присланную ему поздравительную открытку со своего сотового телефона, пройдя по указанной ссылке. После перехода по ссылке абонент автоматически подписывается на один из платных сервисов или «цепляет» вирус, в результате чего в последующем происходит ежедневное списание средств с его телефонного счета.
Совет: получив смс или ммс-сообщение от неизвестного отправителя с предложением перейти по ссылке, отнеситесь к этому с осторожностью. Вряд ли кто-то из ваших друзей и знакомых станет делать Вам анонимные подарки.
Шестой способ. Пожертвуйте деньги на благотворительность!
В поисках наживы мошенники прибегают даже к таким методам, как выкачивание денег из людей, готовых помочь нуждающимся. Так, например, происходит рассылка сообщений с указанием платного номера, на который абоненту нужно позвонить или отправить смс-сообщение, чтобы внести свой благотворительный вклад. Очень часто мошенники используют широко освещаемые в СМИ трагедии.
Совет: обязательно уточните информацию о проведении подобных благотворительных акций - по бесплатному номеру Центра поддержки клиентов Вашего сотового оператора или на его официальном сайте. Если информация поступила не с короткого, а с частного номера, советуем в обязательном порядке перепроверять данные через Интернет или известные благотворительные фонды.