Навигация

Разъяснения законодательства по маломерным судам

Какие маломерные суда не подлежат государственной регистрации.

В соответствии с требованиями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 кг включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт включительно (п. 1.1. ст. 33 КТМ и п. 1.1 ст. 16 КВВТ).

При этом такое маломерное судно должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012).

Какую ответственность несут собственники за нарушение правил государственной регистрации судов.

В соответствии со ст. 19.22 КоАП за нарушение правил государственной регистрации судов всех видов, либо невыполнение собственником судна в установленный законодательством Российской Федерации срок обязанности по государственной регистрации судна в одном из реестров судов Российской Федерации.

Если такой срок установлен, или невыполнение собственником судна обязанности по информированию органа государственной регистрации таких судов об изменении сведений, подлежащих внесению изменений в реестр судов Российской Федерации устанавливается административная ответственность, предусмотренная частью 2 указанной статьи.

Производство по делам об административных правонарушениях по указанному составу в соответствии со ст. 23.40 КоАП РФ, в пределах своей компетенции, возложено на органы ГИМС МЧС России.

В отношении собственников маломерных судов, используемых в некоммерческих целях Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (ст. 41) и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (п. 7 ст. 19) установлена обязанность в течение двух недель информировать орган ГИМС МЧС России об изменении сведений, вносимых в реестр маломерных судов.

Такими сведениями могут быть:

- имя, гражданство и адрес собственника (собственников);

- доля каждого из сособственников в общей долевой собственности, если имеется несколько собственников;

- имя и адрес судовладельца, если он не является собственником судна;

- имя и адрес доверительного управляющего при передаче судна в управление ему;

- иные сведения, ранее внесенные в реестр маломерных судов, изменение которых возможно только по воле собственника (собственников) или с его (их) ведома.

Порядок регистрации маломерного судна для использования в некоммерческих целях.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 820 «О государственном надзоре за спортивными парусными судами, прогулочными судами и маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, об их классификации и освидетельствовании, о государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

п. 2, ст. 17 Федерального закона от 07.03.2001 № 21-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, п. 2, ст. 35 Федерального закона от 30.04.1999 № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания» установлено, что государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в реестре маломерных судов осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Кому нужно получать лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

Порядок лицензирования урегулирован Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», приказом Минтранса России от 30.04.2013 № 160 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах».

По смыслу приведенных норм, субъектом лицензирования является лицо, осуществляющее погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами непосредственно на судно (плавучий объект), независимо от того задействованы ли в технологической схеме промежуточные объекты, такие как склад, бункеровочная база, ёмкость-накопитель, трубопроводы, подъемно-транспортное оборудование, автомобиль-топливозаправщик, железнодорожные цистерны и т.д.

Лицензирование погрузочно-разгрузочной операции с опасными грузами предполагает две технологических схемы: «судно-судно», «берег (автомобиль, нефтебаза, накопитель и т.п.) - судно».

Подтверждение права осуществления погрузочно-разгрузочной операции с опасными грузами на внутреннем водном или морском транспорте по выбранной лицензиатом технологической схеме удостоверяется приложением к лицензии, в котором указывается соответствующий производственный объект (объекты), с использованием которого лицензиатом производится погрузка-разгрузка опасного груза непосредственно на судно (плавучий объект).

Например, в случае применения технологической схемы «автомобиль-судно» в приложении к лицензии указывается эксплуатируемый на законном основании в этих целях производственный объект – причал, соответствующий требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного или морского транспорта, с которого осуществляется погрузка-разгрузка непосредственно на судно (плавучий объект).

В случае применения технологической схемы «судно-судно» в приложении к лицензии указывается эксплуатируемое на законном основании судно, соответствующее требованиям технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного или морского транспорта, с которого осуществляется погрузка - разгрузка непосредственно на судно (плавучий объект).

Наличие лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной операции с опасными грузами по схеме «судно-судно» не предоставляет лицензиату и иным лицам права осуществления таких операций по схеме «берег-судно».

Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Безопасность гидротехнических сооружений обеспечивается на основании общих требований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

В статье 9 указанного закона закреплен перечень обязанностей, возложенных на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию. К ним относится, в том числе обязанность по обеспечению соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт. В указанных случаях собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения, которая является основным документом, содержащим сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке представляется в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, или утверждение указанным органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.